В Казахстане, в том числе, разумеется, и в нашей области , к 2011 году будет полностью внедрена двухуровневая система тарифов по группам потребителей и объемам потребления воды. К 2012-2013 году – уже трехуровневая система. Об этом в понедельник на совещании по вопросам внедрения дифференцированных тарифов на воду по объемам потребления заявил председатель Агентства РК по регулированию естественных монополийНурланАлдабергенов. Такое решение Нурлан Алдабергенов объяснил тем, что одной из приоритетных задач, поставленных Главой государства перед Правительством РК, является реализация политики сбережения ресурсов. Внедрение механизмов дифференцирования как раз, по его мнению и мнению специалистов, и направлено на экономное использование электроэнергии,воды, газа, тепла. Н.Алдабергенов отметил, что среди основных задач АРЕМ к 2014 году – полная ликвидация их сверхнормативных потерь с экономическим эффектом на сумму свыше 13.5 миллиардов тенге.
Одним из мероприятий по сбережению ресурсов, потребляемых нами, как известно, является установка общедомовых и индивидуальных приборов учета тепла, воды, электроэнергии и газа субъектами естественных монополий. Разговоры об этом идут достаточно давно.
Как обстоят дела с приборами учёта по области на сегодняшний день? На этот и другие вопросы, касающиеся этой проблемы, мы попросили ответить директора департамента Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий по Атырауской области Балжан Досмухамбетову.
-Балжан Ибатовна, чтобы у читателя было более чёткое представление о ситуации, просто расскажате о приборах учёта в процентном соотношении ко всем потребителям. Не разделяя их, как говорится на «наших»- физических лицах, и «ваших» - юридических.
- Могу сообщить те цифры, которыми мы располагаем на 1 мая. Потребители области на 74,5 процента имеют приборы учета по газу, на 99 процентов - по электроэнергии. У 74,3 процента установлены индивидуальные приборы учета холодной воды, у 80,3 процента - горячей воды. 6,97 процента имеют общедомовые приборы учета тепловой энергии.
-Честно говоря, нам, не специалистам, трудно понять – много это или мало? Я лично в понимании этого вопроса могу лишь отталкиваться о того, что правительство ставит задачу о полном охвате потребителей приборами учёта. Которые, по мнению правительства, подстегнут нас к более бережному отношению к потребляемым нами воде, электроэнергии и прочему, без чего нам не обойтись.
-Мне кажется, невольно вы сами ответил на вопрос, обозначив планку в 100 –процентный охват приборами учёта. Этого, к сожалению, в нашей области пока не наблюдается. Поэтому предприятиям, оказывающим регулируемые коммунальные услуги, для полного обеспечения потребителей приборами учета, уже сегодня, а образно говоря, ещё вчера, надо вести активную работу. Имеется в виду, конечно, по реализации поставленных правительством задач по установке приборов учета коммунальных услуг. Впрочем, если быть справедливым, это не только задача монополистов. Самим потребителям сегодня выгоднее в кратчайшие сроки самостоятельно установить приборы учета. Ведь уже доказано – передоказано, что эффект от снижения оплаты по показаниям приборов по сравнению с оплатой по усредненным нормам будет ощутимый.-
-Балжан Ибатовна, хотите честно? По моим наблюдениям, многие люди и поставили бы приборы учёта, но опасаются это сделать. Всё-таки сложновато 70-летней бабушке или многодетной семье поверить, что по счётчику за воду платить можно будет меньше. Сейчас-то знаешь, сколько платить. Вот и наливай, задумав помыться, себе на здоровье полную ванну, а не тазик. Не думай, что протекающий кран – это утекающие в канализацию деньги. Тоже самое можно сказать и по теплу, когда вместо квартиры отапливается подвал. Я это к тому, что убеждать нас надо. Такие уж мы, вот, недоверчивые. Ведь сколько раз, как молодёжь любит выражаться, нас накалывали. Поэтому и дуем на холодную воду.
-Согласна, необходима длительная, кропотливая, вдумчивая, грамотная (считайте, что я все синонимы перечислила) разъяснительная работа. Она ведётся. Департаментом совместно с субъектами естественных монополий утверждены графики установки потребителям приборов учета регулируемых коммунальных услуг, согласованы размеры платы за их приобретение и установку. О выгодности дела мы рассказываем в СМИ, проводим сходы, пресс-конференции, круглые столы на эту тему.
Нами подготовлены письма в акимат области по оказанию содействия в выделении финансовых средств на приобретение и установку приборов учета для коммунальных государственных предприятий и малоимущих слоёв населения как по городу Атырау, так и по районам.
Всеми доступными способами и средствами мы воздействуем на монополистов. Ежемесячно они отчитываются о проделанной работе по приобретению и установке приборов учета. А сколько писем – напоминаний мы им направили я вам и сказать не смогу – много.
-А вообще кто обязан устанавливать приборы учета? Определено ли это как-то законодательно или каждая область должна выполнять правительственные поручения, исходя из местных реалий на рынке монопольных услуг?
-Давайте я отвечу на этот вопрос официально, не своими словами. Так вот. В соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» субъект естественной монополии обязан приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями.
В соответствии со статьей 10 указанного Закона потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии вправе требовать установки приборов учета либо самостоятельно приобретать и устанавливать их.
- Давайте коснемся вопроса затрат на установку счетчиков, поскольку это всем нам ближе и понятнее. Кто должен оплачивать всю эту «музыку»?
-Согласно закону субъект естественной монополии вправе взимать с потребителей плату за приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг. Эта плата должна непременно согласовываться с уполномоченным органом. Таким образом, исходя из нормы закона, оплата за установку, содержание и эксплуатацию приборов учёта, в том числе общедомовых, лежит на потребителе.
-Зная, что у нас всё стоит дорого, в том числе и счётчики, хочу спросить вот о чём. У нас, согласно закону, есть право выбора – обратиться к услугодателю, либо к какой-то фирме. Можете ли Вы дать совет – как сделать правильный выбор?
-Да, у потребителя есть выбор. Сейчас много частных предпринимателей, занимающих установкой приборов учета. Для этого потребитель может обратиться в любую организацию, цена которой более приемлема для него.
Приборы учёта позволят упростить механизм расчетов, соответственно сделав их более достоверными, позволяя потребителям платить за фактически использованную услугу. Их функция аналогична функции весов в магазине: потребитель должен платить за то, что он реально потребил, а не за то, что «на глазок» прикинул за него продавец. С установкой приборов учета при неизменном тарифе платежи за услуги снижаются до 30-40 процентов. Но, с другой стороны, установка приборов учета будет заставлять потребителей эффективно использовать энергию. Чего, собственно, от всех нас и добивается государство.
-Балжан Ибатовна, счётчики – вещь не из дешёвых. Как нам придётся платить? И за четырёх комнатные хоромы в двух уровнях и за однокомнатную халупу в панельном доме в одинаковом размере? Или предусмотрен иной механизм?
- Да, предусмотрен.. Допускается дифференциация платы в зависимости от площади помещений либо количества квартир в жилом доме. Так что не стоит опасаться, что владельцы больших и маленьких квартир будут платить одну сумму. После оплаты потребителем субъекту естественной монополии всей стоимости приобретения и установки прибора регулируемых коммунальных услуг, приборы учета переходят в собственность потребителя.
-Спасибо, что-то меня такое приобретение не шибко радует.
-А вы поинтересуйтесь в тех домах, где такие приборы учёта уже установлены. И увидите, насколько они меньше платят за услуги.
-Какие меры реагирования принимаются вашим департаментом за невыполнение субъектами естественных монополий установки приборов учета?
-За неисполнение Закона Республики Казахстан “О естественных монополиях и регулируемых рынках” департаментом вынесено 12 предписаний по обеспечению 100 процентой установки индивидуальных приборов учета воды всем потребителям. Четыре субъекта предписание выполнили в установленный срок. По 8 субъектам, не выполнившим данное предписание, мы подготовили и направили материалы в суд о понуждении исполнения данного предписания. Исковые требования рассмотрены в суде и удовлетворены в пользу департамента.
По обеспечению установки общедомовых приборов учета тепла всем потребителям, не имеющих прибора учета, вынесено 3 предписания. По 3 субъектам, не выполнившим предписание, департамент подготовил и направил материалы в суд о понуждении исполнения данного предписания. Два из них уже рассмотрены в суде и удовлетворены.
По понуждению АО «Атырауская ТЭЦ» исполнения предписания департамента направлена кассационая жалоба в кассационную судебную коллегию Атырауского областного суда, которая решена в пользу субъекта. В настоящее время Департаментом отправлены материалы о пересмотре решения областного суда в Верховный суд.
От редакции: Поскольку основная проблема с установкой приборов учёта, как выяснилось, касается тепловиков, то мы решили не ограничиваться просто констатацией факта. А обратились в АО «Атырауская ТЭЦ» с официальным запросом, в котором попросили разъяснить: почему не выполняется исполнение предписание антимонопольного ведомства?
Вот как ответила на этот вопрос заместитель вице-президент АТЭЦ Алла Канцева:
-Да, мы не отрицаем, что обязанность установить приборы учёта лежит на услугодателе. Но только в том случае, если потребитель обратился к нам с такой просьбой. После чего мы обязаны заключить с ним договор. Об этом говорит статья 10 Закона «Об естественных монополиях».
Однако, не дожидаясь потребителей, мы сами предлагаем им свои услуги по установке приборов учёта, направляя договоры, согласованные с регулирующим органом. На сегодняшний день нами было таких договоров подготовлено и направлено потребителям 4909. Увы, 4253 потребителя подписывать их отказались, ещё в нескольких десятках квартир никто не проживает или открывают двери квартиранты. Пытались решить эту проблему через суд, подав около 300 исков и заявлений о понуждении заключения договора с ТЭЦ. Еще написали 150 заявлений в суд с просьбой обязать потребителей установить приборы учёта самостоятельно. Ни один из наших исков или заявлений судами удовлетворён не был. Но в любом случае, эти факты еще раз подтверждают, что мы заинтересованы в установке приборов учёта. Поскольку убеждены, как и регулирующий орган, что это выгодно и нам, и потребителю, который будет оплачивать реальную сумму за фактически потребленное тепло. Ведь не секрет, что порой батареи в квартирах по каким-то причинам еле прогреваются, а в подвале течёт или парит горячая вода. И это происходит далеко не всегда по вине ТЭЦ – причин масса. В том числе и недоработки КСК. А будет прибор учёта – люди просто заставят КСК устранить недоделки. Понимая, что это сэкономит реальные деньги. Вот поэтому мы и солидарны с регулирующим органом в том, что потребитель только выиграет, установив прибор учёта.
Записал Виктор Сутягин
|